EN RU
Главная Новости Изменение предпочтений частных инвесторов: последствия для рынков и регуляторов. Экспертная онлайн-дискуссия

Изменение предпочтений частных инвесторов: последствия для рынков и регуляторов. Экспертная онлайн-дискуссия

16 апреля 2021 г.  состоялась экспертная онлайн-дискуссия «Изменение предпочтений частных инвесторов: последствия для рынков и регуляторов», организованная совместно экономическим факультетом МГУ, МФЦ «Астана» и Институтом национальных проектов. Участники обсудили основные межпоколенческие различия в финансовом поведении частных лиц, влияние трансграничности инвестиций и новых моделей поведения мелких инвесторов на «ландшафт» финансовых рынков и роли его основных участников, вызовы, с которыми сталкиваются домохозяйства, массово вышедшие на финансовые рынки, а также регуляторы и финансовые центры.

Участники обсуждения отметили, что современная ситуация на финансовых рынках меняется очень быстро: крупнейшие фонды и инвестиционные компании говорят о своей приверженности принципам ESG и отдают предпочтение «устойчивым», «зеленым», инвестициям; благодаря новым технологиям стал возможен массовый выход частных инвесторов на рынки капитала – и это на фоне поколенческой смены финансовых предпочтений. Сегодняшние новые инвесторы, 2030-летние представители поколения Z, зачастую ведут себя совершенно иначе, чем их предшественники, и рынкам нужно приспособиться к этому.

Эксперты особо обратили внимание на то обстоятельство, что рост численности частных инвесторов на рынках развивающихся стран нередко совпадает с противоположными трендами в экономике, по крайней мере в отношении благосостояния. Объяснение может состоять в том, что к выходу на финансовые рынки людей подталкивают не «излишки», а, напротив, «дефициты» -- это своего рода форма борьбы за существование, попытка найти средства для реализации жизненных целей.

Представителям молодого поколения важно занимать проактивную позицию: они хотят сохранять возможность влиять на собственное будущее, а также получать не только материальную, но и нематериальную выгоду. Это происходит за счет приобщения к бренду (например «Starbucks» или «Tesla»), ценности которого эти инвесторы разделяют. Другие особенности состоят в том, что новые клиенты практически не работают без приложений и платформ, от которых ожидают не только собственно трейдинговых услуг и мобильности (т.е. программа должна быть трансплатформенной и точно адаптированной под телефон), но и мощного насыщения аналитикой. Этой аналитикой – как специально подчеркнули эксперты -- клиент далеко не всегда пользуется, но сам факт ее наличия является фактором входа на рынок.

Особенность предпочтений российских частных инвесторов (и можно распространить это наблюдение на другие развивающиеся финансовые рынки) состоит также в значительном спросе на глобальную диверсификацию портфеля. Многообразие инструментов доступа на рынок, которое есть в России, исключительно позитивно влияет на развитие частного, розничного инвестирования и на вовлечение людей самых разных возрастов. Помимо прочего, это говорит о здравомыслии и продвинутости частных инвесторов, а также о повышении культуры и «финансовой гигиены». К тому же подпитывается этот рост не средствами с банковских депозитов, как можно было подумать, а теми рублями «из матраца», которые не были потрачены на покупку валюты.

Участники дискуссии обратили внимание также на то обстоятельство, что отсутствие опыта преодоления кризиса у молодых игроков может вызывать завышенные ожидания относительно собственного успеха, чем это бывает в среднем по рынку. При этом такие инвесторы ждут кризиса и рассчитывают пройти по тонкому краю – заработать, вовремя закрыв свои позиции. Учитывая, что, по прозвучавшим оценкам, в ближайшие годы можно ожидать роста рынка с текущих значений в три–пять раз, требуется огромная работа по просветительству, повышению финансовой грамотности и управлению ожиданиями, потому что навряд ли нынешний «хайповый» рост будет продолжительным. Задача участников финансового рынка состоит в том, чтобы активно взаимодействовать с клиентами и объяснять им все риски. Это непростая задача, так как недоработка с инвестиционной грамотностью чревата личными потерями и банкротствами, а избыточное давление, «запугивание» -- отвратят потенциального инвестора и лишат его возможности повысить свое благосостояние. Чтобы пройти между этими крайностями, нужны исследования, поведенческий контроль и активное взаимодействие между участниками рынка, исследователями и регулятором.

Говоря об институциональных особенностях финансовой инфраструктуры для частных лиц, эксперты обратили внимание на специфику «банковского» входа на фондовый рынок. Ведь если между частным инвестором и получателем средств – компанией, которая продает облигации или акции, – присутствует банк, то этот банк забирает себе довольно большую маржу: 10–15%, то есть инвестор в итоге получает мало, компания-заемщик платит дорого. У банков при этом совершенно другое отношение к рискам и к деньгам, в результате чего этот канал финансирования инвестиций довольно ограничен. Поэтому для более широкого и дешевого доступа к современным финансовым инструментам разумно расширять инфраструктуру для прямого движения денег населения на фондовый рынок.

Важнейший аспект, связанный с появления достаточного объема средств частных инвесторов на фондовом рынке, состоит в том, что это открывает на него выход для компаний средней капитализации (выручка до 10 млрд). Таким образом, появление на рынке даже небольшого количества физических лиц привело к встречному предложению и активизировалось финансирование сектора, который раньше не финансировался. А выход компании на публичный рынок означает абсолютно новое качество ее развития и организации ее бизнес-процессов. Помимо прочего, это ведет к перераспределению market power, потому что ранее специфика российских размещений заключалась в том, что их цены и условия во многом диктовались институциональными инвесторами – особенно зарубежными. Теперь же до половины спроса на новые размещения приходит из России, причем в основном от физических лиц. Те же тенденции видны и на рынке облигаций: в последнее время растет количество выпусков биржевых облигаций с короткими купонными периодами, равными 30 или 90 дням. По мнению участников обсуждения, это значит, что эмитент структурирует свой облигационный выпуск, прямо ориентируясь на физических лиц. И это очень положительная тенденция для развивающихся финансовых рынков.

Если говорить в целом, то развивающийся финансовый рынок на данной стадии развития сталкивается с дилеммой: или возникший спрос подпитывает иностранные, более стабильные, экономики, или надо развивать инвестиционную среду внутри страны, включая институты коллективного инвестирования, чтобы снизить страновые, валютные риски для частных инвесторов и гарантировать защиту их прав. Ограничение доступа к иностранным ценным бумагам вряд ли перспективно, так как чревато пузырями и потерей так не просто приобретенного интереса частного инвестора к финансовым рынкам.