EN RU

Сборник материалов и текстов

IV ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА АНЦЭА

«Ключевые проблемы стратегического планирования развития территорий и подходы к их решению» 

9-10 марта 2017 г., г. Воронеж

(скачать в формате .pdf)

Уважаемые коллеги и участники Школы экономического анализа!

Эксперты Ассоциации независимых центров экономического анализа подготовили для Вас подборку наиболее актуальных и информативных источников по тематике, обсуждаемой на Четвертой Школе экономического анализа «Ключевые проблемы стратегического планирования развития территорий и подходы к их решению».

Сведения об экспертах АНЦЭА, участвующих в Школе экономического анализа:

  • Грицких Владимир Иванович, начальник проектно-экспертного отдела НКО “Региональный фонд социально-экономического развития “Туган Иль” (Казань)
  • Сальников Владимир Алексеевич, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
  • Серова Евгения Викторовна, руководитель московского офиса Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО)
  • Яковлев Андрей Александрович, к.э.н., президент Ассоциации независимых центров экономического анализа, профессор, директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ
  • Будаева Ксения Владимировна, координатор проектов Института реформирования общественных финансов

Авторы подборки материалов и текстов: Е.В. Серова, В.И. Грицких, В.А. Сальников, К.В. Будаева, А.А. Яковлев.

Редактор подборки: А.П. Казун

Материалы к лекции Е.В. Серовой

«Главный тренд развития мирового аграрного сектора - устойчивость»

Источник

Е.В. Серова Гл. 7. Обеспечение продовольственной безопасности и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства – В кн.: Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели Устойчивого развития ООН и Россия. Под ред. С.Н. Бобылева, Л.М. Григорьева. Москва: Аналитический центр при правительстве РФ. 2016.

Аннотация

В Докладе рассмотрены приоритетные для жителей любой страны вопросы: рост благосостояния и уровня занятости, борьба с бедностью, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья, совершенствование институциональных условий развития экономики. Доклад базируется на впервые проведенном для России комплексном анализе и адаптации Целей устойчивого развития ООН, принятых для мира и всех стран на 2016‑2030 годы. Глава 7 фокусируется на вопросе обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства.

Ссылка на полный текст

http://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf

Материалы к лекциям В.И. Грицких

«Стратегия Татарстана. Удачи и неудачи» и «Важность участия молодёжи в разработке Стратегий: опыт разработки Стратегии Казани»

Источник

Стратегия социально-экономического развития Казани до 2030 года.

Аннотация

Документ включает полный текст Стратегии социально-экономического развития Казани до 2030 года. Для накопления материала и наработки идей в процессе широкого коммуникационного процесса со стейкхолдерами и горожанами было привлечено 13 экспертов из ведущих вузов Казани – КФУ, КНИТУ-КХТИ и КГАСУ, образовавших 6 экспертных групп в рамках трех направлений «Человеческий капитал», «Пространство» и «Экономика».  Экспертные группы в марте – июне 2016 года еженедельно проводили несколько отраслевых проектных площадок по таким темам как градостроительство, экономика, образование, малый и средний бизнес, социальная сфера, транспортная инфраструктура, здоровьесбережение и др. Было проведено более 80 мероприятия (коммуникационных площадок, интервью, методологических семинаров, обсуждений с подразделениями Исполкома Казани и депутатами Казанской городской Думы, заседания Стратегического совета), в которых участвовало более 600 человек. Было зафиксировано свыше 800 тезисов о проблемах и перспективах развития города и более 200 проектных идей. В поле разработки были включены также результаты нескольких социологических опросов и интернет опроса на сайте мэрии (в опросе приняло участие более 800 жителей). Ход работы площадок освещался на официальном сайте мэрии и отражен в 55-и информационных отчетах.

Ссылка на полный текст

http://www.kzn.ru/kzn-2030

Источник

Закон Республики Татарстан «О стратегическом планировании

в Республике Татарстан» от 20 февраля 2015 года

Аннотация

Закон в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливает правовые основы стратегического планирования в Республике Татарстан, полномочия органов государственной власти Республики Татарстан в сфере стратегического планирования и регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Республики Татарстан.

Ссылка на полный текст

http://rt-online.ru/files/pdf_rt/2015/zrt-12.doc

Материалы к лекции В.А. Сальникова «Ключевые тенденции и долгосрочные перспективы развития промышленности России»

 

Источник

Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования Банка России, «О чем говорят тренды», Макроэкономика и рынки, №1 (13). 2017. Стр. 12-25

Аннотация

Экспресс-мониторинг ситуации от Банка России. Основные выводы (в части промышленности): макроэкономическая статистика и опросные данные все более отчетливо свидетельствуют о выходе экономики на траекторию устойчивого роста; восстановление производственной активности наблюдается по все более широкому кругу отраслей; задача по ускорению роста экономики России до уровня мировой реализуема, но требует приложения максимальных усилий.

Ссылка на полный текст

http://www.cbr.ru/ec_research/wps/bulletin_17-01.pdf

Источник

Тенденции развития промышленности // Мониторинг ЦМАКП (01/2017)

Аннотация

Презентация, посвященная анализу ключевых трендов в промышленности России. Основные выводы: В промышленности продолжается рост, вышедший за рамки восстановительного / Дифференциация секторов по динамике выпуска весьма велика / Внешняя торговля: рост отдельных сегментов сырьевого экспорта, восстановление роста импорта / Финансовое положение: сохранение уровня долговой нагрузки и повысившейся в 2015 г. рентабельности / Инвестиционная активность: восстановление, за счет роста инвестиций в сырьевом секторе и сфере услуг / Зарплата и численность: возобновление роста реальной оплаты труда при снижении численности занятых в депрессивных отраслях / Реальный курс рубля: запас ценовой конкурентоспособности практически исчерпан.

Ссылка на полный текст

http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/PROM/2017/Trends_2016_01_30.pdf

Источник

Э.Ф. Баранов, В.А. Бессонов, А.А. Роскин, В.И. Безносик «Индексы интенсивности промышленного производства», Ежемесячный доклад №93, ГУ-ВШЭ, Центр развития.

Аннотация

В докладе рассматривается динамика интенсивности промышленного производства (индексы физобъема, очищенные от влияния календарного и сезонного факторов) как для промышленного производства в целом, так и в разрезе 29 видов экономической деятельности, для каждого вида экономической деятельности оценивается вклад в увеличение или уменьшение интенсивности производства выпуска 275 важнейших видов промышленной продукции.

Ссылки на полный текст

https://dcenter.hse.ru/data/2017/03/02/1166889182/iipp_17-01.pdf

Источник

«Инвестиции в основной капитал: ключевые тренды, факторы и структурные характеристики» (доклад на Экспертном Совете Внешэкономбанка, 29.06.2016).

Аннотация

В докладе рассматриваются ретроспектива и текущее состояние инвестиционной активности, выделены важнейшие структурные особенности текущей и перспективной инвестактивности, затронут вопрос о коррекции принципов поддержки инвестиций в перспективе

Ссылки на полный текст

http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/advpan/events/20160629/pr0629_1.pdf

Источник

Совместный доклад ЦМАКП / ЦСР "Анализ важнейших структурных характеристик производственных мощностей обрабатывающей промышленности России". 188 стр.

Аннотация

Подведены итоги модернизации обрабатывающей промышленности за последние 15 лет: мощности увеличились на треть, при этом доля мощностей старше 15 лет не превышает четверти. Одновременно произошло усиление сырьевой специализации российской промышленности. Фактор дозагрузки производственных мощностей в обеспечении прироста выпуска в настоящее время существенно недооценивается: в большинстве видов деятельности имеются свободные мощности, позволяющие потенциально нарастить выпуск как минимум на 5-10%.

Ссылки на полный текст

http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/01/Doklad_promyshlennye-moshhnosti.pdf

Более подробные, чем в основном докладе, отраслевые презентации доступны для скачивания с сайта ЦМАКП:

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDA.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDB.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDC.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDD.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDE.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDG.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDH.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDI.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDJ.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDK.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDL.pdf

http://www.forecast.ru/Outgoing/Capacities/ПрезентацияDM.pdf

Материалы к лекции К.В. Будаевой

«Качество и содержание региональных стратегий в 2016 году»

Источник

Климанов В.В., Будаева К.В. Оценка финансовых ресурсов реализации региональных стратегий//Бюджет. 2015: 2-5.

Аннотация

Новый закон о стратегическом планировании в РФ определил требования к стратегическим документам. Включение в стратегию оценки финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, - одно из них. Очередной этап регионального стратегирования, наступивший после принятия Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», сформировал новые требования к содержанию документов долгосрочного характера как федерального, так и регионального уровней. По мнению многих экспертов, теперь стратегии социально-экономического развития стали гораздо более формализованными, нежели они были в условиях отсутствия жестких норм федерального закона. Включение тех или иных положений в текст стратегии теперь должно исходить не из простого желания региональных органов власти, пусть даже и законодательных, а основываться на продуманных расчетах и взвешенном поиске компромиссных решений.

Ссылка на полный текст

http://bujet.ru/article/284789.php

Источник

Климанов В.В., Будаева К.В. Региональное стратегирование: анализ итогов 2015 года//Бюджет. 2016. 90-94.

Аннотация

В настоящей статье представлены обзор изменений, произошедших в 2015 году, и оценка текущего положения в сфере регионального стратегирования и разработки государственных программ субъектов РФ, а также проведен анализ реализации программно-целевых принципов бюджетирования, применяемых в российских регионах. Материал подготовлен на основе ежегодного доклада «Региональное стратегирование и госпрограммы регионов в 2015 году», разработанного авторским коллективом Института реформирования общественных финансов (ИРОФ).

Ссылка на полный текст

http://bujet.ru/article/303678.php

Источник

Климанов В.В., Будаева К.В., Чернышева Н.А. Направления регионального стратегирования и программирования в России// Региональные исследования. №4 (54). 2016. 17-30.

Аннотация

В статье представлена оценка текущего положения и тенденций в сфере регионального стратегирования и программирования на основе анализа стратегий социально-экономического развития и государственных программ субъектов Российской Федерации, проведен анализ реализации программно-целевых принципов бюджетирования в российских регионах, в том числе по нормативным правовым актам в сфере стратегического планирования. Проведенный обзор позволяет сделать вывод о недостаточном качестве регионального стратегирования и программирования и основных факторах, его обусловивших.

Ссылка на полный выпуск

http://www.shu.ru/files/RI/RI_2016_04(54).pdf

Источник

Климанов В.В., Будаева К.В., Чернышова Н.А. Региональное стратегирование и программирование в Российской Федерации в 2015 году/ ИРОФ. 2016.

Аннотация

Настоящий доклад открывает серию ежегодных докладов, отражающих результаты проводимого Институтом реформирования общественных финансов мониторинга государственного стратегического планирования и программирования на региональном уровне.

В докладе представлен обзор изменений, произошедших в 2015 году, и оценка текущего положения в сфере стратегического планирования и разработки государственных программ в субъектах Российской Федерации; проведен анализ реализации программно-целевых принципов бюджетирования, применяемых в российских регионах

Ссылки на полный текст

 

http://irof.ru/publications/books.html

 

Источник

Budaeva K.V., Klimanov V.V. Content and Retrospective Analysis of Regional Strategizing in Russia // Regional Research of Russia, Vol. 6, No. 2. 2016. pp. 175–183.

Аннотация

Despite the active development of tools and methods for strategic planning, Russian federal, regional, and municipal authorities still have no clear understanding of the role, limits of application, and content value of strategic documents. Also, there are virtually no efficient management systems for the formation, adoption, and implementation of strategies at the regional level, which explains the relevance of this study. The aim of this paper is to analyze the experience of development, adoption, and implementation of strategies for socioeconomic development of federal subjects, estimate their effectiveness, and on this basis develop proposals to improve the acceptance and evaluation processes of strategies in the future. The study presents examples of conformity of already approved strategies for socioeconomic development of the Russian Federation to existing state standards, as well as examples of the completeness of content and presence of mandatory basic elements of strategies. The authors identify the main trends in the evolution of the system for designing and adopting such strategies. We conclude it necessary to develop a uniform conceptual methodology for assessing the quality, efficiency, and effectiveness of socioeconomic development strategies for Russian regions. Recommendations are given for improving the system of development and evaluation of documents for strategic planning at the regional level.

Ссылка на полный текст

https://link.springer.com/article/10.1134/S2079970516020027

Другие материалы

Источник

Яковлев А., Фрейкман Л., Золотов А. Сектор экономической аналитики в России: этапы развития, текущее состояние, влияние на выработку политики: препринт WP1/2015/03 / А. А. Яковлев, Л. М. Фрейнкман, А. В. Золотов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – (Серия WP1 «Институциональные проблемы российской экономики»). – 40 с. (также опубликован в «Вопросах экономики», № 8, 2015).

Аннотация

В статье проанализировано современное состояние сектора экономической аналитики в России. Рассмотрены основные этапы развития сектора и ключевые факторы, определявшие его характер. Показано, что сектор экономической аналитики в РФ достиг высокой степени зрелости, но в то же время он сталкивается с серьезными проблемами, ограничивающими его дальнейшее развитие. Подчеркивается, что в ситуации экономического кризиса объективно возрастает значимость независимой аналитики для разработки и обоснования принимаемых экономических решений. Однако потенциал сектора может быть эффективно использован только при изменении структуры спроса – за счет появления новых агентов, заинтересованных в качественных аналитических исследованиях и разработках. Для поддержания профессиональных стандартов и продвижения качественной аналитики также важны коллективные действия самих аналитических центров. Статья опирается на результаты проведенных в 2012 и 2015 гг. опросов аналитических центров и материалы интервью с их руководителями.

Ссылка на полный текст

https://www.hse.ru/data/2015/08/14/1088309071/WP1_2015_03__.pdf